ЭКО­мода = ЭКО­жизнь

Мир моды прекрасен и опасен… Швейная промышленность – второй источник загрязнения в мире после нефтегазовой промышленности. В противовес угрозам окружающей среде дизайнеры костюма в своих проектах всеми возможными средствами содействуют экологическому отношению к человеку. Приоритет натуральных тканей, выбор безопасных способов их обработки, использование тканей из переработанных материалов. Но возникают и новые подходы – все для осмысленного потребления и изменения вчерашнего отношения к одежде как только к оформлению внешности!

Главным трендом в дизайне костюма сегодня видится «экология души»: человек должен как минимум понимать дизайнерскую концепцию, а не по старинке подбирать гардероб «под цвет глаз и волос». Только разделяя умонастроения дизайнера, преломляя их через свои убеждения, возможно взаимоотношение с костюмом XXI века.

Расскажу о нескольких замечательных проектах молодых петербургских дизайнеров, работающих в этом направлении. Оксана Зырянова (OZ), создавая свои коллекции, уже несколько лет плодотворно сотрудничает с художниками и фото-художниками (Азамат Чеслав, Дмитрий Плоткин, Евгений Липский). Их творчество не просто служит источником вдохновения, а в прямом смысле слова начинает составлять единое целое с дизайнерским произведением. Произведения искусства переносятся на ткань в качестве принтов, полностью покрывая ткань, или форматируются в своего рода коллажи на ткани (Оксана по первому образованию графический дизайнер). Происходит визуальный и смысловой кульбит – драматичные сюжеты про наш мир побеждаются оптимизмом дизайнерской мысли. Человек в таких вещах показывает, что понимает тайны социума, он готов вступить с ними в диалог и даже приручить «на своих плечах». Такие вещи лимитированы, снимают проблему копирования-плагиата, к тому же от человека в таком костюме глаз не оторвать, потому что хочется рассматривать и рассматривать.

Также Оксана виртуозно владеет комбинаторикой, и кусочки тканей из прошлых коллекций органично сочетаются в новых творениях – такие своего рода пазлы, которые в разных комбинациях приобретают новые смыслы и звучания. «Самокастомайзинг» – бесконечное кипение творческого вдохновения! Недаром большинство ее коллекций презентуется в коллаборации с аксессуарами Тины Хмельницкой, которая делает украшения по принципам ресайклинга (вторичное использование), когда оригинальнейшее колье или брошь делается из детской игрушки или любого другого материала. Невероятные образы, которые готовят их носителей к самым разным неожиданностям и вечному игровому, оптимистичному отношению к жизни!

Совершенно иное, лиричное видение мироздания и нашего места в нем у Оксаны Томка (OKSANA TOМКА). Для нее искусство прошлого – источник вдохновения и для дизайна, и для жизни в будущем. Это своего рода коллаж из тонких и изящных закадровых образов в поисках новой гармонии. Ее героини начитаны, музыкальны и поэтичны. Недаром она начинала с создания украшений-трансформеров, посвященных античным богиням, музам поэтов и героиням знаменитых полотен. Это всегда цветы, которые дизайнер назвала по-французски – «флёр», так как в этом слове зашифрована и воздушная ткань, и дымка, и таинственный покров. Флеры обладают своего рода языческим шармом, напоминая о неуловимых музах и лесных нимфах. Уникальная особенность аксессуаров – в их изменчивости. Шелк, шерсть, деним собираются вручную в фантазийные флеры, которые можно трансформировать, полностью раскрывая или превращая в бутон. Это «оживающие» броши, колье, браслеты и ободки для волос самых разнообразных оттенков. Любимые цветы Оксаны – розы, лилии, цветы яблони, символы Евы, Венеры, Девы Марии – стали в дальнейшем, в коллекции «Вечная женственность», размышлением о пульсации нежности в человеческой истории и в современной моде.

Не случайно в сугубо романтичной коллекции из шелковых тканей возникла тема вторичной переработки. «Думать о последствиях – это чисто женское качество! Сейчас наша планета все больше нуждается в такого рода женском типе мышления», – считает дизайнер. Поэтому в коллекции появились прекрасные цветы из переработанного пластика и даже одно концептуальное платье, полностью сделанное из него, – отсылка к «Рождению Венеры» Боттичелли (юбка сделана из пластиковых лепестков цветов, соединённых между собой в гирлянды, которые напоминают спираль ДНК: быть богиней красоты и любви заложено в ДНК женщины). Каждый лепесток цветка и платья формировался и расписывался вручную. На изготовление платья ушло 250 часов работы и 35 пятилитровых бутылок.

Настоящим триумфом стремления «назад к природе» стала авторская технология для ткани «эко-принт», разработанная дизайнером и впервые использованная в России для коллекции весна-лето – 2022 «Сон Флоры». Источником вдохновения послужили иллюстрации Уолтера Крейна для книги «Праздник Флоры: цветочный маскарад», где очеловечены цветы. Для принта несколько месяцев собирались самые разнообразные цветы. Потом они тестировались на шёлке в натуральных красителях из овощей, фруктов и других растений. Затем выкладывался рисунок и проводилась специальная эко-технология закрепления цвета на ткани.

Идея эко-принта стала символом нового Возрождения человеческой цивилизации. Богиня Флора оживляет цветы… Весной просыпается природа… Человек пробуждается от сна духа, бездействия, пандемии...