Не доверяйте инстаграм-медицине

В прошлом веке (а кажется, что в прошлой жизни!) авторитет эксперта определялся его научными открытиями, признанием в академической среде, профессиональным опытом и достижениями. Сегодня же для многих главным критерием в вопросе, доверять или нет мнению человека, становится… количество подписчиков в социальных сетях. Чем популярнее аккаунт блогера, тем большим весом обладает его мнение. И тем опаснее глупости, которые порой пишет такой инфлюэнсер. Особенно если он претендует на позицию лидера мнений в сфере здоровья и красоты. Как ориентироваться в интернет­источниках и не стать жертвой популярных самозванцев? На наши вопросы отвечает Ирина Эдуардовна Хрусталева, доктор медицинских наук, пластический хирург, заведующая кафедрой пластической хирургии факультета последипломного образования СПбГМУ им. И.П. Павлова, действительный член Российского общества пластических реконструктивных эстетических хирургов (ОПРЭХ), Международного общества эстетических пластических хирургов (ISAPS) и Американского общества эстетических пластических хирургов (ASAPS).

– Прежде всего, замечу, что среди тех, кто пишет об эстетической медицине, есть вдумчивые и ответственные авторы, некоторых из них я знаю лично. Они тщательно проверяют фактическую часть в своих текстах, учат критически относиться к навязчивой рекламе, пытаются уберечь свою аудиторию от опрометчивых шагов – например, от пластических операций в сомнительных заведениях или косметологических процедур с непредсказуемым результатом и опасными последствиями, не занимаются охотой на ведьм. Спасибо таким блогерам за их качественную и, безусловно, полезную просветительскую работу.

Но такое отношение к делу требует огромных усилий и постоянного саморазвития. Конечно, подобный тернистый путь устраивает далеко не всех. Многие из тех, кто решил стать бьюти-блогером, убеждены: несколько услуг, полученных в косметологическом центре или в клинике пластической хирургии, – достаточное основание, чтобы не только рассуждать на эти темы, но и давать советы другим.

В последнее время я наблюдаю весьма странную картину. Вот уже несколько моих знакомых из числа тех, кто является постоянными посетителями клиник эстетической медицины и салонов красоты, неожиданно начали вести блоги о том, как не стареть, как лечиться от болезней, какие эстетические процедуры выбирать. Неожиданно это, прежде всего, потому, что никакого медицинского образования у них нет. Но, видимо, в нашем обществе и правда все знают, как учить и как лечить, достаточно почитать Википедию.

Информация в постах многих так называемых бьюти-экспертов – из бесед, которые они ведут с косметологами, а также из многочисленных интернет-ресурсов. Учитывая, что излагают это люди, далекие от медицины, можете представить качество контента: тексты представляют гремучую смесь банальных лозунгов, собственных сомнительных убеждений и откровенного невежества. За примерами далеко ходить не надо, чего стоит хотя бы призыв каждый день есть куркуму, потому что именно она убережет от ковида. Этот совет прозвучал в одной из популярных телепрограмм, куда пригласили блогеров, и почему-то именно у них спросили, что следует делать, чтобы не заболеть. Разумеется, у «экспертов» тут же нашелся исчерпывающий ответ…

Самое печальное, что подобные блоги довольно быстро набирают популярность, и их безумные идеи распространяются с невероятной скоростью. При этом авторы редко ограничиваются одной темой. Начинают, как правило, с того, чем сами озабочены: например, если делали пластику, то первые посты пишутся об эстетической хирургии. Но постепенно «экспертиза» расширяется, и вот уже появляются тексты по косметологии, стоматологии, диетологии. В реальной жизни эти сферы, безусловно, пересекаются, и мы, профессионалы в данных областях, объединяемся, работая с пациентами, консультируемся друг у друга, обмениваемся знаниями на конференциях. Но никто из нас не посягнет на чужую сферу, потому что мы понимаем, какой огромный пласт знаний предполагает каждая специальность.

– Думаю, тех, у кого вообще нет никакого представления о медицине, подобные детали не смущают, поэтому так называемые бьюти-блогеры не только высказывают свое мнение по разным медицинским вопросам, но и дают рекомендации. И вот в этом – самая большая опасность для доверчивых читателей.

– Более того, они настолько начинают верить в свою экспертность, что дают уже платные консультации! Признаюсь, я искренне не понимаю, почему подписчики не замечают, насколько банальные вещи пишут эти «эксперты» и как легко при желании манипулируют их мнением. Ведь нередко такие инфлюэнсеры формируют у своей аудитории ничем не обоснованное восторженное или, напротив, негативное мнение о том или ином враче, процедуре, медицинской технологии.

Особенно опасны бездумные рекомендации всевозможных БАДов. Чтобы назначить пищевые добавки, необходимо обладать широчайшей медицинской эрудицией и досконально знать все о состоянии здоровья пациента. Но в социальных сетях другой подход: самопровозглашенный эксперт объявляет сезон витамина С или D, и тысячи человек послушно следуют совету, даже не задумываясь о возможных последствиях. Когда врачи, собирая анамнез, спрашивают, какие лекарства принимаете, пациенты не называют БАДы: это же несерьезно, просто «витаминки по утрам». Между тем, практически на всех международных конференциях поднимаются вопросы по безопасности пациентов, и мы постоянно слушаем доклады о том, как влияет на гомеостаз длительный прием пищевых добавок. Например, многолетнее применение Омега-3 влияет на свертывающую систему крови. Так стоит ли принимать БАДы по рекомендации какого-то консультанта из системы сетевого маркетинга или человека, возомнившего себя специалистом по правильному питанию? Кстати, если он гордо замечает, что у него есть медицинское образование, скорее всего, оно не вузовское – врачи всегда называют свою специализацию.

– Один из потрясших меня примеров – дама, которая называет себя визионером (?!) и продает в Инстаграм собственную оздоровительную методику. Она открыто заявляет: «Это не результат долгих изучений или врачебного опыта. Эта штука пришла ко мне свыше, и благодаря ей я начала другую жизнь». Учитывая, что даму относят к самым успешным по финансовым показателям блогерам, я не сомневаюсь, что у нее началась другая жизнь. Но почему люди готовы верить, что научатся «ментально управлять клетками организма» и таким образом вылечатся от всех болезней и сохранят молодость и красоту?

– Наверное, такая доверчивость основана на мечте о чуде. Всем хочется, скажем, похудеть без усилий, поэтому у тех, кто предлагает «волшебный» напиток стройности и обещает, что при этом вам не придется ограничивать себя в любимых плюшках, миллионы поклонников. Люди не задумываются, что если бы все было так просто, все вокруг были бы стройными, вечно молодыми и никогда бы не болели. Многие не хотят признать, что внешность и здоровье – это труд и дисциплина, это инвестиции усилий, времени и средств; что за каждым чудом преображения стоит огромная совместная работа врачей и пациентов.

– А ваши пациенты цитируют на консультациях таких горе-блогеров?

– У каждого доктора своя целевая аудитория. Мои пациенты – адекватные, интеллектуально развитые люди, с которыми мы говорим на одном языке. И я этим горжусь. Но периодически, безусловно, в нашу клинику попадают и поклонницы Инстаграм-медицины. Как правило, они точно знают, что именно им нужно делать, и если я говорю то, что не совпадает с их убеждениями, они уходят к хирургам, готовым работать по принципу «чего изволите?». Не скрою, меня не огорчает наше расставание.

– Значит, у нас есть врачи, готовые выполнять те или иные манипуляции не по показаниям, а по пожеланиям пациента? Получается очень опасная связка: сначала блогер навязывает человеку ту или иную идею, а затем врач послушно выполняет назначение, выписанное самозванцем...

– Все не так просто, хотя такая тенденция существует. Эстетическая медицина, будь то пластическая хирургия или врачебная косметология, занимается преображением. Выполняемые нами операции, инъекции и другие процедуры не являются обязательными, они не спасают жизни, а направлены на ее улучшение. Мы живем в лихое время виртуальной мишуры, поэтому не следует ориентироваться на лайки ни при выборе лидеров мнений, ни при выборе врача. Развивайте критическое мышление, задавайте вопросы, анализируйте информацию. Сегодня, чтобы быть красивым и здоровым, нужно прежде всего быть умным.