Родом из детства

Все мы родом из детства. И наши пищевые привычки, с которыми мы так целеустремленно сражаемся всю жизнь, тоже. Поэтому заботливые родители стремятся сразу привить своим детям азы правильного, сбалансированного питания. На какие моменты нужно обратить внимание, и каких ошибок стараться избежать?

Римма МОЙСЕНКО

Наш эксперт:

Римма МОЙСЕНКО

к.м.н., диетолог, главный врач центра эстетической медицины «Риммарита»

– Какие принципы должны лежать в основе правильного питания младших школьников и подростков?

– В основе правильного питания детей лежат 5 основных принципов: питание должно быть регулярным, безопасным, адекватным, то есть соответствовать энергозатратам ребенка в течение дня, разнообразным, так как, с одной стороны, оно обеспечивает организм необходимыми питательными веществами, а с другой – способствует росту полезной многообразной микрофлоры кишечника, что крайне важно. 5-й принцип: питание должно удовлетворять вкусовые ощущения ребенка и вызывать положительные эмоции.

– Какие пищевые традиции из прошлого необходимо забыть раз и навсегда? Например, стоит ли есть любое блюдо с хлебом, заканчивать трапезу десертом, каждый день обедать супом?

– Первое, о чем нужно забыть раз и навсегда, – это однообразие пищевого рациона и скупость пищевой корзины в семье. Доказано, что обедненная пищевая корзина приводит к однообразию и обеднению микрофлоры кишечника. Чем разнообразнее пища, тем сильнее уровень иммунного ответа, способного защитить организм от любых заболеваний. Важно приходить каждый раз в магазин с целью поиска нового продукта, которые ребенок еще не ел, например, новый вид крупы или новый фрукт, который ребенок еще не пробовал. Новые продукты необходимо включать в рацион питания для обогащения микробиоты кишечника. Убогость рациона не сможет уберечь ребенка от вероятности каких-либо заболеваний.

Второе. Ранее считалось, что каша по утрам – лучший продукт, который способствует получению максимального количества энергии. Однако дети привыкли есть кашу, добавляя в нее что-то сладкое – молоко или сахар. Эта пища достаточно быстро приводит к выбросу большого количества инсулина, а через некоторое время – к дополнительному чувству голода и снижению энергетики. Важно, чтобы на завтрак у ребенка присутствовали и белки, и жиры, и небольшое количество углеводов, которые суммарно обеспечат равномерное стабильное насыщение в ближайшие 3 часа и высокую активность когнитивных возможностей. Поэтому про сугубо углеводные завтраки нужно забыть.

Третье. Прием жидкости после завтрака: чай, кофе, компот следует исключить, так как выпиваемая сразу после еды жидкость затормозит процесс расщепления и усвоения пищи, усилит брожение в кишечнике.

Если мы говорим о первом блюде, о супах, то на сегодняшний день прием первого блюда в виде супов не обязателен, а состав обеда – первое, второе и третье – и вовсе считается избыточным. На обед ребенок может получить либо первое блюдо, либо второе. Традиционный компот следует отменить. Но в зимний период времени я всегда рекомендую на обед первое блюдо, потому что оно согревает и обеспечивает длительное насыщение.

Если мы говорим о десерте, то его следует использовать в качестве дополнительного самостоятельного приема пищи, например, как второй завтрак или полдник.

– Многие родители сетуют на то, что их дети мало едят. Это им так только кажется? Как определить, съедает ребенок свою норму или нет?

– Ребенок обладает совершенно уникальной интуицией: он четко понимает, когда он голоден, и быстро ощущает сытость, способен отказаться от еды, не доев свою порцию. Главным критерием для мамы, которая хочет определить, доедает или недоедает ребенок, является самочувствие ребенка, сон, настроение. Также критерием является вес. Однако следует помнить, что показатель веса по мере роста ребенка непостоянен: ребенок то вытягивается, то увеличивается в объемах. Для мамы существует критерий роста и веса согласно возрасту, а также генетические особенности развития. Не стоит никогда заставлять ребенка есть до чистой тарелки. Именно это – один из факторов, который может привести к нарушению пищевого поведения и проблемам здоровья во взрослом возрасте.

– У полных родителей чаще всего вырастают полные дети. Это генетическая предрасположенность и «широкая кость» или же пищевые привычки семьи, которые способны привести к полноте любого из ее членов?

– И то, и другое. Генетическая предрасположенность может привести к полноте детей. Но, к сожалению, в большинстве случаев у полных людей практически всегда нарушено пищевое поведение. Причем не у всех полных людей нарушение пищевого поведения заложено генетически. А вот семейная привычка есть большие объемы пищи быстро и бесконтрольно, другие семейные традиции как раз способствуют формированию и удерживанию лишнего веса в детском возрасте, поддерживают полноту на протяжении жизни.

– Что делать, если ребенок категорически отказывается есть тот или иной вид продуктов, например, овощи, творог, мясо?

– Если родитель убежден, что продукт питания, предлагаемый ребенку, будет ребенком хорошо усваиваться и у ребенка нет ферментативной непереносимости или аллергической реакции к этому продукту, то можно «нелюбимые» продукты предлагать ребенку в составе других блюд, например, творог в составе сочника или ватрушки. Однако, если ребенок упорно отказывается от каких-то конкретных групп пищи, то родителям нужно проверить непереносимость ребенка к этим продуктам. Стоит доверять детской интуиции.

– Чем заменить сладкие «знаки успеха», чтобы не формировать у ребенка стойкой нейронной связи «сладость – это всегда позитив»?

– Лучшим поощрением за отличную оценку, по моему мнению, должна быть не сладость и вообще не еда, а что-то другое. Например, дать побольше времени погулять с друзьями, посмотреть лишний раз любимые мультфильмы и т.д. Но только не еда. Хорошо, если у каждого члена семьи сложится устойчивое мнение, что сладкое не полезно. Родители вообще не должны покупать сладости про запас, чтобы не было соблазна. Только так всей семьей можно сформировать у ребенка правильное пищевое поведение.

– Сколько раз в день должен есть ребенок? Допустимы ли в детском или подростковом возрасте эксперименты с частотой или составом питания, такие, как голодание, интервальное голодание, кето-диета, вегетарианство, сыроедение и т.д.?

– У ребенка быстрорастущий организм, которому постоянно требуется энергия для активного роста и развития, воплощенная в продуктах питания, поэтому питание должно быть регулярным и обязательно пятикратным. Скорость энергетического обмена у ребенка гораздо выше, чем у взрослого, энергия от пищи сгорает очень быстро, поэтому кормить ребенка лучше каждые 2,5-3 часа, даже если в его генетике заложен 2-3-кратный прием. Допускается классический 3-кратный прием и 2 полноценных перекуса. При этом в каждом приеме пищи должны быть и белки, и жиры, и углеводы. А суммарно в течение дня ребенок должен получить всю палитру вкусов: кислое, сладкое, соленое, острое. Это позволяет сформировать правильную работу ЖКТ и всех его ферментообразующих систем. В случае, если ребенок нездоров, врач прописывает ему какую-то конкретную диету, например, безлактозную или безглютеновую. Но на это у врача должно быть обоснование, самостоятельно сажать ребенка на вегетарианство, кето-диету, предлагать ему интервальное голодание, сыроедение и прочее категорически нельзя. Любые нововведения могут привести как минимум к нарушению работы ЖКТ и стать толчком к развитию каких-либо заболеваний. Это сильнейший стресс для развития ребенка.

– Сколько сахара можно давать ребенку? И можно ли вообще отказаться от сладких продуктов, которые, как считается, необходимы для мозга?

– Я никогда не рекомендую вообще давать ребенку какой-либо сахар в виде сахарного песка или кускового сахара. Ребенок всегда готов пить без сахара воду, чай и даже какао. Если ребенок с сахаром как таковым незнаком, то он ему и не нужен. Однако мы понимаем, что сахар в виде глюкозы и фруктозы ребенку необходим. Пусть он его получает с натуральными продуктами питания. Фруктозы и глюкозы достаточно во фруктах, ягодах, овощах, в хлебобулочных изделиях и молочных продуктах. Дополнительной порцией сладкого для ребенка может быть ложечка натурального меда или натурального сиропа, а также финики, изюм и другие сухо-фрукты. Источником сладкого для ребенка может быть обыкновенная морковка или свекольные чипсы.

– С какого возраста допустимо давать ребенку фастфуд? Какие перекусы лучше всего давать с собой в школу?

– Я категорически против любых фастфудов для любого возраста. А в качестве перекуса в школу могла бы предложить не только горстку орехов или фрукт, но и сделанную самостоятельно шаурму из лаваша, внутри которой будет отварное мясо с овощами. Это самый правильный фастфуд.

– Каким должен быть питьевой режим школьника, и когда можно вводить в его рацион такие стимулирующие напитки, как крепкий чай и кофе?

– Питьевой режим для школьника должен быть таким, как и для взрослого человека: 30 г чистой негазированной воды на 1 кг веса. Чай лучше делать ребенку из шиповника, лесных засушенных ягод и всевозможных листьев наших садовых трав. Вместо кофе ребенку можно предложить кэроб (плоды рожкового дерева, похожие на плоды какао-дерева и напоминающие его вкус). С 5-летнего возраста можно добавлять немного цикория. Классические кофе и чай – это напитки для взрослых. И надо помнить, что поступают они к нам в Россию часто с элементами плесени.