Ювелирные миры Олега Иванова

24 ноября в Эрмитажном театре состоялась премьера мистической оперы «Ленора» немецкого композитора Иоганна Цумштега, реконструированная композитором Грайром Ханеданьяном. Специально для потрясающе красивой и романтичной музыкальной истории ювелирный дом «ОLEG IVANOV» и модный дом «IANIS CHAMALIDY» разработали великолепную тиару и уникальные костюмы с ювелирной фурнитурой. Мы встретились с основателем ювелирного дома Олегом ИВАНОВЫМ сразу после триумфальной премьеры, чтобы узнать, как рождаются украшения, обреченные стать легендой.

– Олег, что привлекло вас в «Леноре»? Откуда вы черпали идеи и вдохновение для создания изделий, которые украсили костюмы, изготовленные для этой, ставшей уже культовой, постановки?

– Сюжет оперы – пронзительная и очень готичная любовная история.                 А тема готики весьма интересует меня в последнее время и дает обильную пищу для творчества. К тому же и с художником по костюмам, известным петербургским модельером Янисом Чамалиди, нам удалость буквально с первых слов найти общий язык, так что работа над этим проектом была очень увлекательной. Помимо тиары и колец, созданных специально для исполнителей главных ролей, появилась еще и эксклюзивная коллекция кулонов: черненое серебро, мистический реликтовый перламутр, титан, обработанный по специальной технологии. Это моя интерпретация готических мотивов, которые сегодня звучат особенно актуально.

– Помимо готики в ваших работах часто встречаются и морские мотивы. Откуда такая страсть к морю?

– В юности у меня был период, когда я довольно долго колесил по Америке, подрабатывал плотником, а потом, оказавшись на Аляске, нанялся матросом на рыболовецкое судно. Я до этого никогда большой воды не видел, а тут сразу на три месяца ушел в Берингово море. После такого экстрима я влюбился в морскую стихию и всерьез увлекся яхтингом. В довершение всего я Рыба по гороскопу, так что все звезды сошлись…

– Вы всегда хотели заниматься чем-то, что нужно делать своими руками: плотничать, создавать ювелирные украшения?

– На самом деле я полагал, что буду финансовым аналитиком – у меня финансовое образование, диссертация по проблемам вступления в ВТО. Но у моих родителей был антикварный бизнес, и мне доводилось держать в руках уникальные изделия старых мастеров, настоящие раритеты. И когда появлялась необходимость реставрировать какое-то украшение, было очень интересно наблюдать за процессом и помогать. Пожалуй, тогда я понял, что мужчина должен что-то создавать своими руками. Так я стал ювелиром.

Первые мои ювелирные работы были, по сути, репликами антикварных предметов, благо у меня была возможность детально изучать их и брать пример с лучших образцов. Но постепенно мой художественный кругозор расширялся, стал появляться свой стиль. Хотя я до сих пор не могу сказать, что готов работать в каком-то одном направлении.

Еще пару лет назад я бы сказал, что создаю украшения в стиле русского классицизма и модерна. Но часть моей души отдана готике, а в последних работах все отчетливее проявляется мой интерес к геометрии, нетривиальным асимметричным решениям. Сегодня я не следую никаким трендам, а стараюсь сам создавать их.

– Насколько покупатели готовы к таким эстетическим экспериментам?

– Может быть, это нескромно звучит, но мне хотелось бы изменить потребительское отношение к ювелирным изделиям в нашей стране. Грустно видеть, как на профильных выставках самая бойкая торговля идет у брендов с донельзя традиционными украшениями: красное золото, «малинка»…

Нельзя в XXI веке носить то, что было модным 50 лет назад, а по большому счету, придумано еще в Византии. Мне бы хотелось, чтобы люди начали ценить изделия с энергетикой, с современным дизайном, наполненным смыслом. Я рад, что покупатели оценили, например, украшения из титана. Это не ювелирный металл, но он настолько необычен, а при специальной обработке дает такие интересные переходы цвета, что ювелиры всего мира увлеченно работают с ним, создавая необычные, притягивающие взгляд вещи.

Сегодня ситуация потихоньку меняется. Знаете, когда я только начинал свои ювелирные опыты, в Нижнем Новгороде, откуда я родом, покупателей не находилось, зато в Петербурге мои украшения раскупались настолько хорошо, что я несколько лет практически жил на два города. Да и сейчас приезжаю сюда очень часто. Поэтому я вполне могу считать себя петербургским ювелиром.

– В ваших украшениях всегда есть камни, часто необычные, например, мексиканские опалы. Чувствуется, что вы ощущаете особую энергию камня и умеете показать его красоту…

– У меня действительно особое, трепетное отношение к камням. Обожаю австралийский и мексиканский опалы – у меня целая коллекция украшений с этими завораживающими камнями. Очень люблю работать с турмалинами, шпинелью, изумрудами. А к бриллиантам отношусь критически, мне кажется, старая алмазная огранка лучше раскрывает сияние этого камня.

Все камни для своих работ я отбираю лично. Мне нравится ощущать энергетику минералов, я чувствую и понимаю их, и меня радует, когда оправа позволяет усиливать и раскрывать этот потенциал.

 

– То есть вы учитываете и тонкие, эзотерические материи, которые, как считается, всегда присутствуют в ювелирных изделиях ручной работы?

– Знаете, как человек, который долго занимался восточными единоборствами, а затем начал увлеченно изучать Тайцзи Цюань и другие внутренние стили, я серьезно отношусь к эзотерике, теории пяти элементов, астрологии. Пожалуй, все мои идеи рождены из неких эзотерических мотивов, и именно это наделяет мои изделия энергией и внутренним содержанием.

– Получается, что все украшения, которые вы создаете, выполняются в одном экземпляре и никогда не повторяются?

– Я создаю украшения для двух брендов – «ОLEG IVANOV» (это эксклюзивные изделия) и Pietra (ювелирный «масс-маркет» высокого качества).

В Pietra можно купить реплики, отдельные коллекции всегда выполняются ограниченным тиражом, изделия с камнями свободной формы, разумеется, не повторяются никогда.

Я один из немногих ювелиров, который делает изделия не только под заказ, но и, что называется, «на витрину». Это мои авторские работы, которые дают возможность увидеть диапазон ювелирных возможностей, оценить стилевые направления, выбрать украшение из разных коллекций. Приятно, когда твои работы высоко ценят не только покупатели, но и профессиональное сообщество. На конкурсе «Признание Петербурга – 2019», проходившем в рамках выставки JUNWEX, наш гарнитур «Византия» занял одно из призовых мест.